
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ 3 КЛАССА ОПАСНОСТИ
1. Общие положения
1.1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации №7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей природной среды»;
- Федеральным законом Российской Федерации № 89 от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;
- Приказом МПР РФ№445 от 18.07.2014 г. «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов»
1.2. Отработанное масло (моторное, индустриальное, трансмиссионное, гидравлическое), фильтра отработанные (очистки масла, очистки топлива) относятся к отходам III класса опасности (умеренно опасные). Обтирочный материал и песок, загрязненные нефтемаслопродуктами относятся к отходам IV класса опасности (малоопасные).
1.3. Отработанные нефтемаслосодержащие отходы являются опасными загрязнителями практически всех компонентов природной среды – поверхностных и подземных вод, почвенно-растительного покрова, атмосферного воздуха. Значительный ущерб окружающей среде наносится во время неправильного сбора и хранения отработанных масел и нефтесодержащих отходов.
1.4. Отработанные масла, и нефтесодержащие отходы являются пожаро- и взрывоопасными отходами, а также легко воспламеняющимися.
2. Условия временного хранения (накопления) отработанного масла и нефтесодержащих отходов
2.1. Первичный сбор отработанных масел и нефтесодержащих отходов должен осуществляться РАЗДЕЛЬНО от других отходов в специально предназначенные герметически закрываемые ёмкости, имеющие соответствующую маркировку.
2.2. Ёмкости для сбора и временного накопления отработанных масел и нефтесодержащих отходов могут находиться как в закрытом помещении, так и на открытой площадке.
2.3. В любом случае основание под площадку должно быть твердым и водонепроницаемым. Ограждение должно исключить попадание в окружающую среду, отработанных масел и нефтесодержащих отходов в случае розлива. Ёмкости должны быть защищены от попадания влаги и посторонних предметов.
2.4. Помещение для хранения отработанных масел и нефтесодержащих отходов должно быть оборудовано вытяжной вентиляцией.
2.5. Емкости временного хранения должны быть доступны для механических средств, обеспечивающих их забор (выкачивание). При эксплуатации ёмкостей необходимо следить за их герметичностью.
2.6. В местах временного хранения должны быть вывешены инструкции о порядке обращения с отработанными маслами и нефтесодержащими отходами и по противопожарному режиму.
2.7. Для ликвидации возможных разливов масла, в помещении для хранения и на площадках, должен иметься ящик с песком и лопата.
2.8. При обнаружении разлива отработанных масел и нефтесодержащих отходов необходимо:
- прекратить доступ людей к месту разлива;
- место разлива масла обильно засыпать имеющимися в запасе песком, опилками;
- собрать песок с помощью лопаты в предназначенную для этого герметичную ёмкость (для дальнейшего обезвреживания данный песок, опилки передаются в специализированные организации, имеющие лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов);
- в случае разлива в помещении тщательно вымыть загрязненный участок мыльной водой.
2.9. При обращении с отработанными маслами и нефтесодержащими отходами Запрещается:
- устанавливать ёмкости с отработанными маслами и нефтесодержащими отходами вблизи нагретых поверхностей;
- хранить ёмкости с отработанными маслами и нефтесодержащими отходами совместно с другими материалами и веществами;
- сливать отработанные масла и нефтесодержащие отходы в канализацию на почву, водные объекты;
- привлекать для работ с отработанными маслами и нефтесодержащими отходами лиц, не прошедших инструктажи, и лиц моложе 18 лет;
- сжигать отработанные масла и нефтесодержащие отходы на площадках организации.
3. Учёт отработанных масел и нефтесодержащих отходов
3.1. Учёт наличия и движения отработанных масел и нефтесодержащих отходов организуется на всех предприятиях (организациях, учреждениях) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
3.2. Учёт ведётся в специальном журнале, где в обязательном порядке отмечается движение отработанных масел и нефтесодержащих отходов.
3.3. Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены.
3.4. Журнал учёта должен заполняться ответственным лицом. Обязательно указывается количество, дата приёмки и лицо, которое сдаёт отработанное масло и нефтесодержащие отходы.
3.5. Не позднее 1 числа месяца, следующего за отчётным периодом лицо, заполняющее журнал должно предоставить инженеру – химику акт о количестве сданных отработанных масел и нефтесодержащих отходов в специализированные предприятия.
4. Порядок сдачи, транспортировки и перевозки отработанных масел и нефтесодержащих отходов
4.1. Отработанные масла нефтесодержащие отходы сдаются на утилизацию в специализированные организации, имеющие лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
4.2. Отработанные масла нефтесодержащие отходы сдаются на утилизацию в специализированные организации, либо в бочках сторонней организации, либо откачиваются из ёмкостей для их хранения специализированным автотранспортом.
4.3. Транспортирование нефтесодержащих отходов должно осуществляться в специально оборудованных транспортных средствах и снабженных специальными знаками в соответствии с действующими правилами для данного вида транспорта.
4.4. Погрузку – разгрузку жидких отходов необходимо производить с использованием насосов, исключающих их утечку. Работы с жидкими отходами должен осуществлять персонал, прошедший обучение и проверку знаний безопасных методов и приемов выполнения работ, а так же в объеме требований охраны труда.
4.5. При транспортировке отработанных масел и нефтесодержащих отходов нужно соблюдать следующие требования:
- соблюдать условие герметичности тары. Пробки ёмкостей и бочек плотно затягивать, чтобы предотвратить течь или деформацию бочки;
- следить, чтобы во время перевозки в ёмкостях и бочках оставалось достаточное пространство с учётом коэффициента расширения жидкости;
- бочки следует ставить так, чтоб они не испытывали никакого механического воздействия (исключить возможность падения, деформации), плотно друг – другу;
- другие нефтесодержащие отходы размещать в транспорте так, чтобы исключить возможность выпадения из кузова машины при перевозке.