Инструкция по охране труда для грузчика склада

Автор: , 11 Окт 2016

охрана труда

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ДЛЯ ГРУЗЧИКА СКЛАДА

1. Общие требования охраны труда

1.1. К работе грузчиком склада допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обязательный предварительный медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний, прошедшие вводный и первичный инструктажи по охране труда и пожарной безопасности, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда и пожарно-технического минимума.

1.2. Грузчики, не прошедшие инструктажей, обучения безопасным методам выполнения работ, стажировки, проверки знаний в установленном порядке, к работе не допускаются.

1.3. Грузчик проходит инструктаж по охране труда:

— вводный — при поступлении на работу;

— первичный на рабочем месте — при поступлении на работу непосредственно в подразделении;

— повторный — не реже одного раза в квартал по программе проведения первичного инструктажа для грузчика;

— внеплановый – при принятии новых нормативных правовых актов содержащих требования по охране труда, или внесении изменений и дополнений к ним, при нарушении нормативных правовых актов содержащих требования по охране труда, при перерывах в работе по профессии более двух месяцев, при поступлении информации о происшествиях  и несчастных случаях, происшедших в однопрофильных организациях, по требованию работодателя или должностного лица организации, на которого возложены обязанности по организации охраны труда;

— целевой – при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (строительные работы, уборка территории и другие); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф.

gruzchiki

gruzchiki


1.4. Грузчик должен в течение первого месяца со дня поступления на работу пройти обучение безопасным методам выполнения работ, стажировку и проверку знаний по охране труда, пожарной безопасности и оказанию первой доврачебной помощи при несчастном случае на производстве.

1.5. Допуск грузчика к самостоятельной работе грузчика осуществляется локальным нормативным актом подразделения, в котором он работает, и оформляется распоряжением по этому подразделению. В дальнейшем обучение и проверка знаний по охране труда и пожарной безопасности грузчика проводится не реже 1 раза в 12 месяцев.

1.6. При осуществлении рабочего процесса на грузчика возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов. К наиболее характерным вредным и (или) опасным производственным факторам относятся:

— движущиеся машины и механизмы;

— подвижные части конвейеров, грузоподъемных машин;

— перемещаемые товары, тара;

— неустойчиво уложенные штабели складируемых товаров;

— пониженная температура воздуха рабочей зоны при производстве работ на улице в холодное время года и в охлаждаемых камерах;

— повышенная подвижность воздуха;

— острые кромки, заусенцы и неровности поверхностей оборудования, инструмента, инвентаря, товаров и тары;

— физические перегрузки.

1.7. Грузчик должен знать:

— инструкцию по охране труда для грузчика;

— инструкцию по охране труда при проведении погрузо-разгрузочных и складских работ;

инструкцию по содержанию и применению средств защиты;

— правила пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;

инструкцию о мерах пожарной безопасности в помещениях;

инструкцию по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве;

— опасные и вредные производственные факторы, связанные с выполняемыми работами.

1.8. Согласно «Типовым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», утв.  Приказом Минтруда и соцзащиты от 9 декабря 2014 г. N 997н (п.21 для грузчика), работнику необходимо использовать:

Наименование СИЗ Кол-во на год
При работе с прочими грузами, материалами:
Костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий 1 шт.
Перчатки с полимерным покрытием 12 пар
Дополнительно:
Конкретный комплект выдаваемых работнику теплых специальной одежды, специальной обуви и прочих средств индивидуальной защиты определяется работодателем

 

1.9. Грузчик должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и меры пожарной безопасности.

1.10. Курение и пользование открытым огнем запрещается на рабочем месте.

1.11. Режимы труда и отдыха работников, специальные перерывы для обогревания и отдыха устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка предприятия.

1.12. Грузчик обязан извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом несчастном случае на производстве, обо всех замеченных им нарушениях инструкций по охране труда, неисправностях оборудования, инструмента, приспособлений и средств индивидуальной и коллективной защиты.

1.13. Работать с неисправными оборудованием, инструментом и приспособлениями,  а также средствами индивидуальной и коллективной защиты запрещается.

1.14. Грузчику при работе с пищевыми продуктами следует:

— оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;

— перед началом работы надевать чистую санитарную одежду, менять ее по мере загрязнения;

— мыть руки с мылом перед приемом пищи, после посещения туалета, а также после соприкосновения с загрязненными предметами;

— не допускать приема пищи в подсобных и складских помещениях.

1.15. Нарушение настоящей инструкции по охране труда влечет за собой применение мер дисциплинарного воздействия. При нарушениях, влекущих за собой несчастные случае с людьми или иные последствия, нарушители могут быть привлечены в установленном порядке к ответственности согласно законодательству РФ.

 

2. Требования охраны труда до начала работы

До начала работы грузчик должен:

2.1. Застегнуть специальную (санитарную) одежду на все пуговицы (завязать завязки), не допуская свисающих концов одежды, убрать волосы под головной убор.

2.2. Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.

2.3. Подготовить рабочую зону для безопасной работы:

— проверить, чтобы на путях транспортирования грузов полы не были мокрыми и скользкими, не имели щелей, выбоин, набитых планок, торчащих гвоздей, открытых неогражденных люков, колодцев, а проходы и проезды не имели ям и рытвин;

— освободить пути перемещения груза и место его укладки от посторонних предметов; уложить на пути перемещения груза твердое покрытие или настилы шириной не менее 1,5 м при перемещении груза по мягкому или неровному грунту;

— проверить достаточность освещенности проходов и мест погрузки, выгрузки и перемещения грузов;

— обозначить на площадке для укладки грузов границы штабелей, проходов и проездов между ними;

— в холодное время года очистить от снега проходы, проезды и погрузочно-разгрузочные площадки; при обледенении посыпать их песком или другим противоскользящим материалом;

— убедиться в отсутствии посторонних лиц в местах производства погрузочно-разгрузочных работ и в зонах работы грузоподъемных машин, а также в местах возможного обрушения и падения грузов.

2.4. Проверить исправность грузоподъемного оборудования.

2.5. До выезда на погрузку колесного транспорта и начала производства погрузочно-разгрузочных работ проверить наличие и исправность колесоотбойных устройств.

2.6. Перед производством работ на электротали (тельфере) проверить:

— исправность грузозахватных приспособлений и наличие на них клейм или бирок с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания;

— стропы, изготовленные из стальных канатов, на отсутствие обрыва прядей, коррозии, износа, обрыва отдельных проволок сверх допустимых пределов;

— цепные стропы на отсутствие вытяжки, износа или трещин;

— наличие и надежность заземления кнопочного аппарата управления;

— отсутствие заедания кнопок управления в гнездах; состояние стального каната и правильность его намотки на барабане;

— состояние крюка (отсутствие трещин и разогнутости, наличие шплинтовки гайки и легкость проворачивания крюка в крюковой подвеске), после чего включить электрический рубильник и проверить работу тормоза контрольным грузом или грузом, близким к грузоподъемности данной машины, путем подъема его на высоту 200-300 мм с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 минут;

— работу ограничителя высоты подъема крюка, исправность действия тормозов каретки.

2.7. О выявленных неисправностях грузоподъемной машины или грузозахватного приспособления, а также истечении сроков их очередных испытаний сообщить непосредственному руководителю и приступить к работе только после устранения неисправностей.

 

3. Требования охраны труда во время работы

Грузчик во время работы должен:

3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен руководителем.

3.2. Не поручать свою работу не обученным и посторонним лицам.

3.3. Применять необходимые для безопасной работы исправные: оборудование, инструмент, приспособления, использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.

3.4. Соблюдать правила перемещения грузов в помещении и на территории организации, пользоваться только установленными проходами.

3.5. Не загромождать проходы и проезды порожней тарой, инвентарем, грузами.

3.6. Применять средства защиты рук при переноске грузов в жесткой таре, пищевого льда, замороженных продуктов.

3.7. Во избежание травмирования торчащие гвозди и концы железной обвязки жесткой тары следует забить, убрать заподлицо.

3.8. Использовать для вскрытия тары специально предназначенный инструмент (гвоздодеры, клещи, сбойники и т.п.). Не производить эти работы случайными предметами или инструментом с заусенцами.

3.9. Перед применением ручного инструмента (молотка, гвоздодера, клещей и т.д.) убедиться в том, что инструмент исправный, сухой и чистый (боек молотка надежно насажен на гладкую без заусенцев рукоятку, рабочая часть инструмента не имеет сколов, трещин, заусенцев и выбоин, а поверхности металлических ручек клещей гладкие, без вмятин, зазубрин и заусенцев).

3.10. При вскрытии металлических бочек, имеющих пробки, применять гаечный ключ. Не отвинчивать пробку ударами молотка.

3.11. При перемещении груза на тележке необходимо соблюдать следующие требования:

— груз на платформе тележки размещается равномерно и занимает устойчивое положение, исключающее его падение при передвижении;

— борта тележки, оборудованной откидными бортами, находятся в закрытом состоянии;

— скорость движения как груженой, так и порожней ручной тележки не превышает 5 км/ч;

— прилагаемое работником усилие не превышает 15 кг;

— при перемещении груза по наклонному полу вниз работник находится сзади тележки.

3.12. Перемещать груз, превышающий предельную грузоподъемность тележки, запрещается.

3.13. Не использовать для сидения случайные предметы (ящики, бочки и т.п.), оборудование.

3.14. Переносить товары только в исправной таре. Не загружать тару более номинальной массы брутто.

3.15. Не превышать нормы переноски тяжестей. Производство погрузочно-разгрузочных работ допускается при соблюдении предельно допустимых норм разового подъема тяжестей: мужчинами — не более 50 кг; женщинами — не более 15 кг. Погрузка и разгрузка грузов массой от 80 до 500 кг производится с применением грузоподъемного оборудования (талей, блоков, лебедок), а также с применением покатов. Ручная погрузка и разгрузка таких грузов разрешается только на временных площадках под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ, и при условии, что нагрузка на одного работника не превышает 50 кг. Погрузка и разгрузка грузов массой более 500 кг производится только с помощью грузоподъемных машин.

3.16. При переноске груза выбирать свободный, ровный и наиболее короткий путь, не ходить по уложенным грузам, не перегонять впереди идущих грузчиков (особенно в узких и тесных местах).

3.17. При одновременной работе нескольких человек каждому из них следует следить за тем, чтобы не травмировать друг друга инструментом или переносимым грузом.

3.18. Переносить грузы на носилках по горизонтальному пути на расстояние не более 80 м. Опрокидывать и опускать носилки по команде работника, идущего сзади.

3.19. При переноске длинномерных грузов всем работникам следует находиться по одну сторону переносимого груза и работать в наплечниках.

3.20. Перемещение, погрузку и выгрузку груза производить с учетом его категории и степени опасности. При установке груза неправильной формы и сложной конфигурации на транспортное средство следует располагать его таким образом, чтобы центр тяжести занимал самое низкое положение.

3.21. При перемещении тяжеловесных, крупногабаритных грузов вручную следует:

— применять прочные, ровные, одинакового диаметра и достаточной длины катки, концы которых не должны выступать из-под перемещаемого груза более чем на 30-40 см;

— катки укладывать параллельно и во время передвижения груза следить, чтобы они не поворачивались относительно направления движения груза;

— для подведения катков под груз пользоваться ломами или реечными домкратами; брать каток для перекладывания только тогда, когда он полностью освободится из-под груза; поправлять каток следует ломом или ударами кувалды;

— во время перемещения остерегаться вылетающих из-под груза катков или случайного срыва груза.

3.22. При перемещении катно-бочковых грузов по горизонтальной поверхности соблюдать следующие требования:

— при перекатывании бочек, рулонов, барабанов и других подобных грузов находиться за перемещаемым грузом и контролировать скорость его перемещения;

— не перекатывать грузы, толкая их за края, во избежание ушиба рук о другие предметы, находящиеся на пути перекатывания груза;

— не переносить катно-бочковые грузы на спине независимо от их массы.

3.23. Если пол кладовой (склада) расположен ниже уровня кузова автомобиля, погрузка катно-бочковых грузов вручную на машину допускается по слегам или покатам двумя грузчиками.

3.24. При перемещении груза по наклонной плоскости вниз следует применять задерживающие приспособления (веревки, канаты, тросы и т.п.). При этом не допускается находиться перед скатываемым грузом, перемещать груз быстрее скорости движения грузчика. При массе одного места более 80 кг следует применять прочные канаты или средства механизации. Работы с канатами и грузовыми устройствами выполнять в рукавицах.

3.25. Погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами необходимо производить после целевого инструктажа.

3.26. При выполнении работ по перемещению сжатых и сжиженных газов в баллонах, опасных и вредных веществ следует:

— перемещать баллоны с надетыми предохранительными колпаками, закрывающими вентили, используя специальные тележки. Не переносить баллоны на руках;

— переносить баллоны по лестнице, используя носилки, имеющие затягивающий ремень.

3.27. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и укладке груза на автомобиль следует:

— при подаче автомобиля к месту погрузки (выгрузки) отойти в безопасное место;

— подложить под колеса стоящего автомобиля специальные упоры (башмаки). Автомобиль, поставленный под погрузку (выгрузку), необходимо надежно затормозить стояночным тормозом;

— во время выгрузки автомобиля-самосвала не находиться в его кузове или на подножке;

— перед открыванием бортов автомобиля убедиться в безопасном расположении груза в кузове;

— открывать и закрывать борта под контролем водителя автомобиля. Открывать борт следует одновременно двум грузчикам, находящимся по разные стороны открываемого борта;

— выгрузку грузов, которые разрешается сбрасывать, производить на эстакаде, огражденной с боков предохранительными брусьями;

— при разгрузке тяжеловесных длинномерных грузов применять страховку груза канатами и соблюдать меры личной безопасности;

— бревна и пиломатериалы не грузить выше стоек, а также не размещать длинномерный груз по диагонали в кузове, оставляя выступающие за боковые габариты автомобиля концы, и не загораживать грузом двери кабины водителя;

— при перевозке грузов (доски, бревна) длиной более 6 м надежно крепить их к прицепу, при одновременной перевозке длинномерных грузов разной длины более короткие располагать сверху;

— при погрузке навалом груз располагать равномерно по всей площади кузова, при этом он не должен возвышаться над бортами;

— ящики, бочки и другой штучный груз укладывать плотно, без промежутков, чтобы при движении он не мог перемещаться по кузову. Бочки с жидким грузом устанавливать пробкой вверх. Каждый ряд бочек следует устанавливать на прокладках из досок и все крайние ряды подклинить;

— штучные грузы, возвышающиеся над бортом кузова, увязывать прочными канатами (увязка грузов металлическими канатами или проволокой не допускается). Высота груза не должна превышать высоты проездов под мостами и путепроводами, а общая высота от поверхности дороги до высшей точки груза не должна быть более 3,8 м.

3.28. Грузчик должен прекратить работы:

— при обнаружении несоответствия тары установленным требованиям, а также отсутствии на ней четкой маркировки или ярлыков;

— при возникновении опасных и вредных производственных факторов вследствие воздействия метеоусловий на физико-химический состав груза (если не приняты меры по созданию безопасных условий производства работ).

3.29. Для предотвращения аварийных ситуаций необходимо знать и применять условные сигналы при погрузке и выгрузке грузов подъемно-транспортными механизмами; при загрузке (выгрузке) продуктов из холодильных камер, не открывающихся изнутри, соблюдать меры предосторожности, исключающие возможность случайной изоляции в них работников.

3.30. Не допускается:

— находиться и производить работы под поднятым грузом, на путях движения транспорта;

— разгружать груз в места, для этого не приспособленные (на временные перекрытия, непосредственно на трубы паро- и газопроводов, электрические кабели, вплотную к заборам и стенам различных сооружений и устройств).

3.31. Во время работы с использованием подъемно-транспортного оборудования:

— соблюдать требования безопасности, изложенные в эксплуатационной документации заводов-изготовителей оборудования;

— предупреждать о предстоящем пуске оборудования работников, находящихся рядом;

— включать и выключать оборудование сухими руками и только при помощи кнопок «пуск» и «стоп»;

— не прикасаться к открытым и неогражденным токоведущим частям оборудования, оголенным и с поврежденной изоляцией проводам;

— не перегружать применяемое оборудование;

— осматривать, регулировать, извлекать застрявшие предметы, товары, очищать использованное оборудование следует только после того, как оно остановлено с помощью кнопки «стоп», отключено от источника питания, на пусковом устройстве вывешен плакат «Не включать! Работают люди!» и после полной остановки вращающихся и подвижных частей, имеющих опасный инерционный ход.

3.32. При эксплуатации подъемно-транспортного оборудования не допускается:

— поправлять ремни, цепи привода, снимать и устанавливать ограждения во время работы оборудования;

— превышать допустимые скорости работы оборудования;

— оставлять без надзора работающее оборудование, допускать к его эксплуатации необученных и посторонних лиц.

3.33. Убедиться в устойчивом положении груза на вилочном захвате или платформе транспортной тележки с механическим или гидравлическим рычажным приводом подъема перед началом подъема груза на нужную высоту. Перевозимый груз размещать равномерно по всей площади платформы или симметрично относительно левой и правой сторон вилочного захвата, не допускать выступание груза за габариты платформы.

3.34. При эксплуатации электротали (тельфера):

— поднимать и перемещать груз, вес которого не превышает грузоподъемности тали;

— следить за надежностью обвязки и крепления груза грузозахватными приспособлениями (крюками, стропами, захватами) во избежание падения груза или его отдельных частей;

— следить, чтобы цепи (канаты) при накладывании их на поднимаемый груз не были перекручены;

— перемещать груз в горизонтальном направлении не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов;

— во время перемещения груза находиться от него на безопасном расстоянии;

— для обвязки груза применять стропы, соответствующие массе поднимаемого груза;

— при перемещении грузов в таре не загружать ее выше бортов;

— перед началом перемещения грузов в специальной таре проверять ее исправность, маркировку (номер, грузоподъемность, собственную массу);

— при подъеме и перемещении длинномерных грузов применять специальные оттяжки (крючья и т.п.);

— поднимать и перемещать грузы плавно, без рывков и раскачивания;

— перед опусканием груза осмотреть место, на которое будет поставлен груз, и убедиться в невозможности падения, опрокидывания или сползания груза после его установки;

— выключать главный рубильник при перерыве в работе и по ее окончании.

3.35. При производстве погрузочно-разгрузочных работ несколькими работниками необходимо каждому из них следить за тем, чтобы не причинить друг другу травмы инструментами или грузами.

3.36. При переноске грузов сзади идущий работник соблюдает расстояние не менее 3 м от впереди идущего работника.

3.37. Погрузка груза в кузов транспортного средства производится по направлению от кабины к заднему борту, разгрузка — в обратном порядке.

3.38. При погрузке груза в кузов транспортного средства необходимо соблюдать следующие требования:

— при погрузке навалом груз располагается равномерно по всей площади пола кузова и не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными);

— штучные грузы, возвышающиеся над бортом кузова транспортного средства, увязываются такелажем (канатами и другими обвязочными материалами в соответствии с технической документацией завода-изготовителя). Работники, увязывающие грузы, находятся на погрузочно-разгрузочной площадке;

— ящичные, бочковые и другие штучные грузы укладываются плотно и без промежутков так, чтобы при движении транспортного средства они не могли перемещаться по полу кузова. Промежутки между грузами заполняются прокладками и распорками;

— при погрузке грузов в бочковой таре в несколько рядов их накатывают по слегам или покатам боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом устанавливаются пробками вверх. Каждый ряд бочек устанавливается на прокладках из досок и все крайние ряды подклиниваются клиньями. Применение вместо клиньев других предметов не допускается;

— стеклянная тара с жидкостями в обрешетках устанавливается стоя;

3.39. Каждый груз в отдельности должен быть хорошо укреплен в кузове транспортного средства, чтобы во время движения он не мог переместиться или опрокинуться.

3.40. Безопасность при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещении груза в таре обеспечивается содержанием тары в исправном состоянии и правильным ее использованием.

 

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении пожара, задымления:

— оповестить работающих в производственном помещении и принять меры к тушению очага пожара. Горящие части электроустановок и электропроводку, находящиеся под напряжением, тушить углекислотным огнетушителем;

— поставить в известность руководителя подразделения, при необходимости сообщить в пожарную часть по тел. 01 (сот.101);

— покинуть опасную зону и находиться в зоне эвакуации.

4.2. При несчастных случаях на производстве:

— оценить ситуацию, сообщить руководителю;

— организовать первую помощь пострадавшему, вызвать скорую медицинскую помощь по тел. 03 (сот. 103);

— принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;

— сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения — зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести другие мероприятия).

4.3. При поломке оборудования, угрожающей аварией на рабочем месте, прекратить его эксплуатацию, а также подачу к нему электроэнергии, груза, товара и т.п. Доложить о принятых мерах непосредственному руководителю (работнику, ответственному за безопасную эксплуатацию оборудования) и действовать в соответствии с полученными указаниями.

4.4. Если в процессе работы произошло загрязнение места разгрузки жирами или просыпанными порошкообразными веществами (мукой, цементом и т.п.), работу прекратить до удаления загрязняющих веществ.

4.5. Пролитый жир удалить с помощью ветоши или других жиропоглощающих материалов. Загрязненное место промыть нагретым (не более чем до 50°С) раствором кальцинированной соды и вытереть насухо.

4.6. Для удаления большого количества просыпанных пылящих порошкообразных веществ надеть очки и респиратор.

 

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Снять спецодежду и убрать ее в специально предназначенное место.

5.2. Убрать съемные грузозахватные приспособления, инвентарь в отведенные места хранения. Грузовую тележку установить на ровную поверхность, раму гидравлической тележки необходимо опустить в нижнее положение.

5.3. Не допускается уборка мусора и отходов непосредственно руками. Для этих целей необходимо использовать щетки, совки и другие приспособления.

5.4. Вымыть руки теплой водой с мылом, по возможности, принять душ.

 

Скачать: Instrukciya-po-ohrane-truda-dlya-gruzchika-sklada

About the author

Комментарии

Ваш отзыв

Обратите внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.


Партнерская программа 40%!