Инструкция по охране труда при буксировке, сцепке, расцепке автомобилей и прицепов

Автор: , 12 Окт 2015

охрана труда

Инструкция по охране труда при буксировке, сцепке, расцепке автомобилей и прицепов

1. Общие требования охраны труда

1.1.       К буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа допускаются водители или специально назначенные лица, не моложе 18 лет, обученные безопасным методам работы,  прошедшие инструктажи по охране труда в установленном порядке.

1.2.       Работники, не прошедшие своевременно повторные инструктажи по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца), не должны приступать к работе.

1.3.       При буксировке, сцепке и расцепке необходимо быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

1.4.       При буксировке, сцепке и расцепке необходимо знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:

—          работе с ненадежно заторможенным автомобилем, прицепом, полуприцепом;

—          нахождении работника между буксирующим автомобилем с работающим двигателем и прицепом или буксируемым автомобилем во время сцепки или расцепки;

—          использовании случайных предметов в качестве буксира;

—          несогласованных действиях водителей буксирующего и буксируемого автомобилей.

1.5.       Работник, производящий  работы, обязан:

—          соблюдать требования инструкции по охране труда при буксировке, сцепке, расцепке автомобилей и прицепов,

—          применять средства индивидуальной защиты,

—          извещать непосредственного или вышестоящего руководителя о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении своего здоровья.

1.6.       Запрещается пользоваться инструментом и приспособлениями, обращению с которыми работник не обучен и не проинструктирован.

1.7.       В случаях травмирования или недомогания необходимо прекратить работу, известить об этом руководителя работ и обратиться в медицинское учреждение.

1.8.       За невыполнение требований инструкции по охране труда при буксировке, сцепке, расцепке автомобилей и прицепов виновные привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству Российской Федерации.
2. Требования охраны труда перед началом работ

2.1.       Перед началом работы работник, производящий буксировку, сцепку, расцепку автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа), должен:

—        проверить исправность прицепов (полуприцепов), их буксирных устройств,

—        проверить наличие и исправность приспособлений и инструментов,

—        удалить из зоны работы посторонних лиц.

 

3. Требования охраны труда во время работы

3.1.       Перед сцепкой и расцепкой автомобиля и прицепа (полуприцепа) последний необходимо затормозить стояночным тормозом, подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).

3.2.       Во время подачи автомобиля — тягача к прицепляемому транспортному средству запрещается нахождение людей между этим транспортным средством и движущимся автомобилем.

3.3.        Сцепку или расцепку следует производить на ровной горизонтальной поверхности, причем продольная ось сцепляемого полуприцепа должна совпадать с продольной осью автомобиля — тягача.

3.4.       Сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и двух или более прицепов, должны производить три человека — водитель, лицо, производящее сцепку, и лицо, координирующее их работу.

3.5.        В исключительных случаях (дальние рейсы, вывозка сельскохозяйственных продуктов с полей и т.д.) сцепку разрешается производить одному водителю.

3.6.       Перед сцепкой прицепа (полуприцепа) водитель должен убедиться в том, что:

—          соединительные шланги и электропровода не мешают сцепке;

—          борта закрыты;

—          седельно — сцепное устройство, шкворень и их крепления исправны;

—          передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло.

3.7.       При сцепке или расцепке дышло прицепа, не имеющее удерживающих пружин, следует устанавливать на стойку, предохраняющую его от падения.

3.8.       Растормаживать прицеп или полуприцеп и убирать упоры из-под колес разрешается только после окончания сцепки.

3.9.       До того как, производящий сцепку или расцепку, станет между автомобилем и прицепом, водитель автомобиля должен затормозить свой автомобиль стояночным тормозом, заглушить двигатель и поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение.

3.10.    Запрещается осуществлять буксировку транспортных средств методом толкания.

3.11.    Буксировка автомобиля на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.

3.12.     При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4 — 6 м, а при буксировке на жесткой сцепке — не более 4 м.

3.13.    Буксировка запрещается:

—           транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки);

—          двух и более транспортных средств;

—          транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;

—          в гололедицу на гибкой сцепке.

3.14.    При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается нахождение людей в буксируемом автобусе, в кузове буксируемого грузового автомобиля.
При буксировке путем частичной погрузки запрещается нахождение людей в кабине или кузове буксируемого автомобиля, а также в кузове буксирующего автомобиля.

3.15.    При буксировке на гибкой сцепке запрещается натягивание троса рывками. Запрещается нахождение людей ближе 6 м от натягиваемого троса.

3.16.     Буксирные металлические тросы должны иметь на концах петли со специальной заделкой.

3.17.     При буксировке следует соблюдать требования инструкции по охране труда при буксировке, сцепке, расцепке автомобилей и прицепов.

 

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1.       При возникновении аварий или аварийной ситуации, которые могут привести к несчастным случаям, следует:

—          немедленно прекратить работы и известить своего непосредственного руководителя,

—          по возможности оперативно принять меры по устранению причин аварий или ситуаций, которые могут привести к авариям или несчастным случаям.

4.2.       При несчастном случае на производстве:

—          сообщить механику, руководителю подразделения, диспетчеру;

—          организовать первую доврачебную помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;

—          принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;

—          сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести другие мероприятия).

4.3.       В случае возникновения пожара на участке производства  работ, работник должен:

—          остановить работу,

—          оповестить работающих, поставить в известность руководителя подразделения, при необходимости сообщить о возгорании в диспетчерскую;

—          приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, если это не сопряжено с риском для жизни. Если пожар угрожает жизни, то
покинуть рабочее место и находиться в зоне эвакуации.

 

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1.       После окончания работы необходимо:

—          привести в порядок рабочее место;

—          весь инструмент, приспособления и средства защиты привести в порядок и разместить в шкафах и на стеллажах;

—          сообщить своему непосредственному руководителю об обнаруженных неисправностях оборудования и нарушениях охраны труда;

—          снять спецодежду и рабочую обувь, убрать их в шкафчик для рабочей одежды и, при необходимости, принять душ.

About the author

Комментарии

Ваш отзыв

Обратите внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.


Партнерская программа 40%!