Компенсации за работу во вредных условиях труда

Автор: , 22 Июн 2016

охрана труда

КОМПЕНСАЦИИ ЗА РАБОТУ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА

(Компенсации работающим во вредных и (или) опасных условиях труда

по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ))

 

Переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда (далее — СОУТ), осуществляется на основании ФЗ от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон №426-ФЗ), а также на основании ФЗ от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – Закон № 421-ФЗ), в связи с принятием Закона №426-ФЗ  в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ), Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и другие законодательные акты.

Что означает окончательный отказ от старой административно — распределительной «списочной» модели установления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (дополнительный отпуск, бесплатное питание, сокращенная продолжительность рабочего дня, допвыплаты, досрочный выход на пенсию) и внедрение рыночного механизма защиты здоровья работников на основании оценки реальных профессиональных рисков и определения класса условий труда на конкретных рабочих местах, а так же назначения компенсации за работу во вредных условиях труда.

Итак: установление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда означает, — отход от «списочной» системы и переход к рыночным механизмам защиты здоровья работников.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛАССОВ УСЛОВИЙ ТРУДА

Специальная оценка условий труда (СОУТ) проводится по единой процедуре, которая предусмотрена Законом № 426-ФЗ, на всех имеющихся рабочих местах, за исключением нижеследующих рабочих мест (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ):

— надомников;

— дистанционных работников;

— работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

СОУТ, — комплекс последовательно выполняемых мероприятий по идентификации вредных и опасных производственных факторов на основе Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – Классификатор) и оценке их воздействия на организм работника с помощью инструментальных измерений, исследований и сравнения полученных значений с нормативами, согласно Методике проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика). Указанные Классификатор и Методика утверждены приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. №ЗЗн.

Если, по итогам СОУТ, вредные и (или) опасные факторы не идентифицированы, то работодатель вправе подать в территориальную государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 1. ст. 11. Закона № 426-ФЗ).

Формирование и ведение единого федерального реестра деклараций соответствия условий труда на рабочих местах по итогам проведения СОУТ обеспечивает Роструд.

Однако, на основании п. 6. ст. 10. Закона № 426-ФЗ декларированию не подлежат следующие рабочие места:

— работников, чьи профессии, должности, специальности включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

— в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными услови¬ями труда;

— на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ) или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Напомним, что по ходу АРМ оценивались наличие сертифицированных средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) и их соответствие отраслевым нормам бесплатной выдачи. Но сам факт наличия — отсутствия СИЗ не влиял на установление класса условий труда.

Теперь же п. 6. ст. 15. Закона № 426-ФЗ разрешает снижать его в случае применения работником эффективных сертифицированных СИЗ. Решение о снижении класса (подкласса) условий труда на одну степень принимает комиссия по проведению СОУТ на основании заключения эксперта аккредитованной организации, проводившей такую оценку в соответствии с методикой, утверждаемой Минтрудом России. Снижение класса условий труда более чем на одну степень в соответствии с п. 7. ст. 15. Закона № 426-ФЗ возможно по согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора.

Следует обратить внимание на ст. 5. Закона №426-ФЗ, которая определяет права и обязанности работника в связи с проведением СОУТ. Работник имеет право:

— присутствовать при проведении специальной оценки условий труда (СОУТ) на его рабочем месте;

— обращаться с вопросами, предложениями, высказывать свое мнение работодателю (или его представителю), а так же эксперту организации, проводящей СОУТ.

Работник обязан:

— ознакомиться (под подпись) с результатами проведенной на его рабочем месте СОУТ.

Однако подпись его не означает согласия с итогами процедуры.

Закон дает право работнику (а также профсоюзному органу) обжаловать результаты проведения СОУТ на его рабочем месте путем подачи соответствующего заявления в территориальный орган Роструда или иска в суд.

С 1 января 2014 г. изменен механизм обоснования и назначения компенсаций категориям работников, которые включены в:

— Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22);

— Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10);

— Списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537);

— Иные списки «льготников», предоставляющие право получения компенсаций в связи с вредными и (или) опасными условиями труда.

Суть нововведений заключается в том, что наличие вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте конкретного работника -«списочника» теперь должно быть подтвержено по итогам СОУТ.

Важная законодательная новация – класс условий труда в ходе специальной оценки условий труда (СОУТ) устанавливается с учетом эффективности применяемых работником СИЗ.

Оценка эффективности последних и их соответствия классу условий труда на конкретном рабочем месте предполагает учет комплекса параметров, в т. ч. технических характеристик СИЗ, соблюдения сроков их носки, правил хранения, применения и т.п.

Rabota-vo-vrednyh-usloviyah-truda

Rabota-vo-vrednyh-usloviyah-truda

ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ЛЬГОТ И КОМПЕНСАЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОУТ

Все льготы и компенсации за работу во вредных условиях труда устанавливаются на основе вышеупомянутых списков профессий и производств  до тех пор, пока на рабочем месте не проведена специальная оценка условий труда (СОУТ) по процедуре Закона № 426-ФЗ,

Это касается также работников, которые начали трудовую деятельность после 1 января 2014 г. После проведения на рабочем месте СОУТ льготы и компенсации устанавливаются в соответствии с классом условий труда на основе ТК РФ.

Согласно новой редакции ст. 219. ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами СОУТ, гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда работникам не устанавливаются. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117,147 ТК РФ. То есть старые списки «льготников» по профессиям и отраслям с 1 января 2014 г. для назначения компенсаций не используются.

Новый порядок их установления на основе результатов СОУТ представлен в табл. 1.

Согласно ст. 147 ТК РФ доплату в размере как минимум 4% от тарифной ставки работодатель обязан установить всем занятым во вредных и (или) опасных условиях труда (т. е. тем работникам, на чьих рабочих местах установлен класс условий труда от 3.1 и выше). Конкретная величина доплаты (она может быть и выше) определяется работодателем с учетом мнения представительного органа работников и может быть утверждена локальным актом либо коллективным договором, трудовым договором.

Выдача молока и лечебно-профилактического питания на работах с вредными и особо вредными условиями труда будет осуществляться по старым нормам и правилам с возможностью их замены на денежную компенсацию – ст. 222 ТК РФ не претерпела никаких изменений.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней (ст. 117 ТК РФ) предоставляется работникам, на рабочих местах которых по результатам СОУТ установлены вредные условия труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасные условия труда (класс 3.2 и выше). Указанный отпуск может быть и больше – его продолжительность для конкретного работника определяется трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ.

Право на сокращенную рабочую неделю (не более 36 ч) имеют работники, чьи рабочие места по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени либо к опасным условиям труда (класс 3.3 и выше) (ст. 92 ТК РФ).

Таким образом, в новую редакцию ТК РФ вошли все те позиции, ранее предусмотренные постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

Добавлены принципиальные новации – возможность монетизации части дополнительного отпуска (превышающей семидневный минимум), предоставления денежной компенсации за увеличение сокращенной рабочей недели, а также регулирования продолжительности смен при сокращенной рабочей неделе. Прежде такой практики не существовало.

Следует отметить, что ТК РФ допускает возможность корректировок льгот и компенсаций за работу во вредных условиях труда, предоставляемых работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, при соблюдении следующих трех условий:

— имеется письменное согласие работника, оформленное путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору;

— порядок и условия корректировки, размеры денежной компенсации за работу во вредных условиях труда определены в отраслевом (межотраслевом) соглашении, участником которого является организация;

— в коллективном договоре (на уровне организации) закреплены согласованные работодателем и представительным органом работников условия и порядок корректировки.

Если какое-то из вышеперечисленных условий не соблюдается (например, в организации нет коллективного договора или она не участвует в отраслевом соглашении), то корректировка компенсаций не допускается.

 

ДОСРОЧНАЯ ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ

В отношении прав работника на досрочную пенсию, как и с другими компенсациями «за вредность», применяется единый подход: пока на рабочем месте не проведена специальная оценка условий труда (СОУТ) в соответствии с Законом № 426-ФЗ, все льготы, гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда в отношении тех рабочих мест, для которых они были установлены ранее, сохраняются.

Обязанность по финансированию досрочных трудовых пенсий, назначаемых тем, кто выработал определенный стаж во вредных и (или) опасных условиях труда, возлагается на работодателей, имеющих соответствующие рабочие места. Поэтому учет льготного пенсионного стажа увязан с уплатой работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу.

Важно иметь в виду, что на основании  п. 4. ст. 15 Закона №421-ФЗ лицам, которые заняты или впредь будут устраиваться на рабочие места, по состоянию на 1 января 2014 г. дававшие право на досрочную пенсию (в т. ч. на рабочие места; условия труда на которых по результатам АРМ, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ, признаны оптимальными или допустимыми), «льготный пенсионный стаж» будет засчитываться при условии уплаты работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам до осуществления на данных рабочих местах СОУТ.

В соответствии с новой (действующей с 1 января 2014 г.) редакцией п. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) с 1 января 2013 г. тем категориям работников, которые согласно подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ ранее имели право на государственную досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, стаж, дающий на нее право, будет засчитываться при наличии следующих условий:

— работодатель платит в ПФР страховые взносы по дополнительным тарифам согласно ст. 58.3. Закона 212-ФЗ;

— вредный и (или) опасный класс условий труда подтвержден результатами СОУТ.

Если по итогам СОУТ будет установлен класс условий труда, не дающий право на досрочную пенсию (не соответствует определениям, содержащимся в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ), то исчисление «вредного» стажа замораживается. Его исчисление может быть продолжено даже спустя годы в случае, если работник вновь будет работать на рабочем месте с вредными и (или) опасными условиями труда. Предполагается, что при частичном специальном стаже досрочная трудовая пенсия по старости будет назначаться пропорционально исходя из его продолжительности.

В целях стимулирования работодателей к созданию и развитию систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения в ФЗ от 07.05.1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Закон №75-ФЗ) внесены дополнения. Даны определения понятиям «договор досрочного негосударственного пенсионного обеспечения» и «пенсионная программа работодателя по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению».

Досрочное негосударственное пенсионное обеспечение (ст. 3. Закона № 75-ФЗ) – это вид негосударственного пенсионного обеспечения, осуществляемого по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона №173-ФЗ, в связи с занятостью на определенных подп. 1-18 п. 1 ст. 27 названного Закона работах на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ) признаны вредными и (или) опасными.

В соответствии с п. 3. ст. 15. Закона №421-ФЗ работникам, по состоянию на 1 января 2014 г. получавшим какие-либо компенсации за работу во вредных условиях труда вследствие воздействия вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия их предоставления не могут быть ухудшены, а размеры – снижены при условии сохранения соответствующих условий труда, ставших основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Пересмотр компенсаций возможен только после внедрения мероприятий по улучшению условий труда и проведения внеплановой СОУТ, если по ее результатам будет зафиксировано снижение класса условий труда. Как правило все льготы и компенсации прописываются в положении об оплате труда.

 

Таблица 1. Условия предоставления компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда

Норма ТК РФ Новая редакция Основание для коррек­тировки компенсаций Возможность корректировки компенсаций
Статья 92 Продолжительность рабочего времени по результатам СОУТ, подтвердившей наличие на рабочем месте вредных условий труда (класс 3.3 и выше), – не более 36ч в неделю. Отраслевые (межотраслевые) соглашения и коллективные догово­ры, а также письменное согласие работника. Продолжительность рабочего
времени может быть увеличена
до 40 ч в неделю с выплатой денежной компенсации
Статья 94 Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

 

– при 36-часовой рабочей неделе – 8 ч;

 

– при 30-часовой рабочей неделе и менее – 6 ч.

Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена:

– при 36-часовой рабочей неделе – до 12 ч;

– при 30-часовой рабочей неделе и менее – до 8 ч.

Статья 117 Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска по результатам СОУТ, подтвердившей наличие на рабочем месте вредных условий труда (класс 3.2 и выше), – не менее 7 календарных дней. Часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающая семь дней, может быть заменена денежной компенсацией
Статья 147 Размер повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными условиями труда (класс 3.1) – не менее 4%.

По оценкам экспертов, при увеличении рабочей смены с 36 до 40 ч работник в течение одного года получает компенсацию за работу во вредных условиях труда, превышающую месячный оклад. С учетом монетизации части дополнительного отпуска ее годовой размер увеличивается до двух дополнительных месячных окладов. Представляется, что многие работники предпочтут монетизацию компенсаций.

 

РАБОТОДАТЕЛЮ ВЫГОДНО УЛУЧШАТЬ УСЛОВИЯ ТРУДА

Согласно ст. 7. Закона № 426-ФЗ результаты СОУТ имеют широкую сферу применения. Выделим наиболее важные направления:

— установление работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда, предусмотренных ТК РФ;

— установление дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

— расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

— оценка уровней профессиональных рисков;

— решение вопроса о связи возникших заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— обеспечение работников СИЗ, оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты;

— осуществление контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

— организация обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;

— обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в т.ч. за счет средств ФСС России.

В таблице 2 показаны основные статьи расходов, которые придется нести работодателю по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ). При этом объем затрат по некоторым позициям он будет определять сам на основе требований государственных нормативных актов. Размер обязательных страховых взносов в ФСС России и ПФР в соответствии с федеральными законами от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) будет устанавливаться представителями указанных государственных структур.

 

Таблица 2. Расходы работодателя по результатам проведения СОУТ

 

Результаты специальной оценки условий труда

Расходы внутри организации

Выплаты в государственные внебюджетные фонды

Дополнительный отпуск (ст. 117 ТК РФ) Доплаты (ст. 147 ТК РФ) Надбавки и скидки к страховым взносам в ФСС России (ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)
Сокращенная рабочая неделя (ст. 92 ТК РФ) Молоко и лечебно-профилактическое питание
(ст. 222 ТК РФ)
Медосмотры (ст. 213 ТК РФ) Обеспечение СИЗ (ст. 221 ТК РФ) Дополнительные страховые взносы в ПФР, дифференцированные тарифы в зависимости от класса условий труда (ч.2.1 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ)

Как известно, необходимость разработки Закона № 426-ФЗ возникла после дополнения в декабре 2012 г. Закона № 212-ФЗ новой ст. 58.3, предусматривающей обязанность работодателя уплачивать в ПФР страховые взносы по дополнительным тарифам в пользу физических лиц, занятых на работах с тяжелыми и (или) вредными условиями труда и имеющих на этом основании право на досрочную трудовую пенсию по старости. Также декларировалось право работодателя на освобождение от уплаты таких дополнительных взносов по результатам СОУТ, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.

С 1 января 2014 г. вступила в силу новая ст. 2.1 Закона № 212-ФЗ, в которой дополнительные страховые тарифы дифференцированы в зависимости от класса условий труда, определяемого по результатам СОУТ (таблица 3).

 

Таблица 3. Дополнительные страховые взносы (солидарная часть), уплачиваемые работодателем в ПФР в зависимости от класса условий труда на рабочих местах

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасные 4 8%
Вредные 3.4 7%
3.3 6%
3.2 4%
3.1 2%
Допустимые 2 0%
Оптимальные 1 0%

Дополнительный тариф взносов в пенсионный фонд России (ПФР) рассчитывается для каждого рабочего места, на котором установлены компенсации за работу во вредных условиях труда. Чем больше в организации таких рабочих мест – тем выше сумма дополнительных отчислений.

По оценкам экспертов, прямые затраты и выплаты работодателя по результатам СОУТ (компенсации работникам, обязательные страховые взносы в ФСС России и ПФР) составят в среднем около 10-15% от фонда оплаты труда. Это очень серьезные деньги для предприятий. Таким образом, государство включает экономические механизмы, побуждающие работодателей улучшать условия труда, снижать риски и уровень воздействия вредных факторов.

Другие компенсации работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда (дополнительный отпуск, сокращенная рабочая смена, денежные доплаты), также дифференцированы по классам условий труда на конкретном рабочем месте. В итоге у работодателя появляется серьезная экономическая мотивация бороться за улучшение условий труда на каждом рабочем месте, по каждому вредному (опасному) фактору.

About the author

Комментарии

Ваш отзыв

Обратите внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.


Партнерская программа 40%!